Загрузка...

Хотите, перезвоним Вам
в удобное время?
обратный
звонок

"К чему холодные сомнения? Я верю, здесь был грозный храм, Где крови жаждущим богам, Дымились жертвоприношения" А.С. Пушкин

Тавры и их богиня Дева

Тавры и их богиня Дева   

   К 8 веку до н.э. на территории полуострова Крыма из местных племен сформировался новый и интересный этнос, который древние греки называли таврами. Как они сами себя называли не известно. Через столетие тавры попадают в поле зрения античных авторов и в первую очередь «отца» истории Геродота. «… Отсюда идет гористая страна, лежащая вдоль того же моря. Она выдается в Понт и населена племенами тавров вплоть до Херсонеса Таврического»… С Геродотом согласны почти все античные авторы. Лишь Страбон написал, что «тавры занимали большую часть Крыма», не уточняя время. 

   Первые греки-колонисты, пришедшие в Крым притесняли тавров, отбирали у них исконные земли, строили свои города-полисы на территории таврских портовых городов (к примеру Херсонес). Вполне вероятно, что в этом портовом таврском городе находился грозный храм таврской богини Девы. Культ богини Девы проходит через всю историю Херсонеса, как своеобразный духовный компромисс с таврами. Правда, у греков богиню звали Артемидой. Таким образом, прибрав к рукам исконно таврские земли, греки вытесняли аборигенов с их родной земли. Такое поведение колонистов не могло нравится таврам. Они отчаянно боролись за свою землю, досаждали грекам как могли, особенно на море, принося их в жертву богине Деве. Отсюда и жалобы греков не кровожадность тавров. Они действительно были первыми пиратами на полуострове, но не от хорошей жизни. Геродот пишет: «что тавры караулят греков на море, ударяют их дубиной по голове, берут в плен, отрубают головы, тела сбрасывают в море, рыбам на корм, а головы надевают на длинные шесты и вставляют их в дымоходы домов».

   Тавры наивно полагали   и верили, что богиня Дева осыпет милостью данный очаг за принесенную ей жертву. Конечно, о таврах, как о пиратах-грабителях, приносящих в жертву своей Деве пленных чужеземцев, писали многие, но сведения все черпали у Геродота. К примеру, Страбон описывает «гавань с узким входом, где тавры собирали свои разбойничьи банды, нападая на всех». Эта гавань называется Симболон Лимен — современная Балаклавская бухта. Известный римский поэт Овидий, сосланный императором Августом в конце первого века до н.э. познакомился со стариком, родившимся в Таврике, который рассказал поэту следующее: «Там и по нынешний день есть храм и четырежды десять колонн. К мощным колоннам его в гору ведут. Здесь повествует молва небесный кумир находился; Цело подножие его, и пустое, стоит Камень алтарный, что был по природе своей белоснежным. красным от крови людей сделался. Женщина правит обряд, не знавшая факелов брачных; Выше подруг знатностью рода она. Нашими предками был такой установлен обычай: должен был каждый пришелец пасть под девичьем ножом».

   Таврский храм богини Девы во все времена, начиная с античных, будоражил воображения поэтов, археологов и любителей древности. Многие мечтали отыскать его руины. Даже А.С. Пушкин, совершая путешествие на мыс Фиолент, весь в надежде «отыскать грозный храм». После посещения Фиолента он с легкостью, простительной поэту написал:

 

«К чему холодные сомнения?
Я верю, здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам,
Дымились жертвоприношения​»

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

   Отсутствие сомнений к лицу поэтам, но никак ученым и археологам. Они надеются и ищут. По сей день храм Девы не локализован. В литературе существует три версии:

- Партенит («Партенос» с греческого означает Дева);

- Кастрополь (там есть скала, которая называется Ифигения);

Топонимы никогда не возникают на пустом месте. Известно, что Ифигения служила жрицей в таврском храме.

- Фиолент (с одного греческого диалекта «фиолент» переводится как «Божественный мыс».

 


   На Фиоленте прямо в море есть две скалы Орест и Пилад. Существует легенда о том, как в храм Девы привели двух юношей греков, которых собирались принести в жертву. Вглядываясь в их лица, Ифигения с ужасом обнаружила, что это ее родной брат Орест и его друг Пилад. Ифигения заменила их другими жертвами, отпустив домой. Доподлинно историкам и археологам известно одно, что «таврами», греки называли племена, населявшие Крымские горы в 6-5 вв до н.э. Судя по археологическим данным, тавры занимались скотоводством, а если верить Геродоту и Страбону — пиратством. (Где, кстати, античное добро, ради которого они пиратствовали? Ничего не найдено!)

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

   Все курорты ЮБК находятся на бывших таврских землях. А между Севастополем и Феодосией открыто множество таврских памятников, носителей Кеми-Обинской культуры.

   Среди знаменитых поселений — это Кизил-коба (Красные пещеры на Долгоруковской яйле), Уч-баш (близ Севастополя), Инкерманское поселение, Балаклавское, Ашлама-дере (близ Бахчисарая), Симферопольское поселение, поселение у села Дружное.


 

   На горе Кошка, возле Симеиза, археологи обнаружили пятьдесят таврских ящиков, руины крепости. Поселения в основном не укрепленные. Застроены полуземлянками и наземными домами из плетней на бревенчатом каркасе, обмазанные глиной. Рядом с жильем хозяйственные ямы для хранения припасов, каменный инвентарь, кремневое орудие, бронзовые украшения, наконечники стрел и огромное количество отрывков гончарной лепной посуды самых разных форм. Обжигали соломой. По сырой глине острой палочкой наносили орнамент и заполняли глиной. Таврская керамика черного или красноватого цветов. Святилища тавров археологи обнаруживают в пещерах Кизил-коба и Ени- сала-III. Они в основном скотоводческого культа (животных, их жир, кровь и молоко приносили в жертву богам).

 

 

   Своих покойников тавры хоронили в каменных ящиках, состоящих из пяти каменных плит — четыре, вкопанные в землю, пятая-покрывальная. Каждый ящик использовали для многократных погребений. Умерших укладывали в скрюченном положении, на боку, пока ящик не заполнялся. Тогда его очищали от костей, оставляя только черепа. Часть тавров кочевали по Крыму со своим скотом. Об этом свидетельствуют многочисленные стоянки в горах со скудными артефактами.

 

   Археологи-историки полагают, что слава тавров, как о народе-разбойнике, о народе-пирате — грабителе, не подтверждается. А если даже это правда, то не от хорошей жизни. Память об этом трудолюбивом народе сохранилась до первых веков нашей эры. Известны военные столкновения римлян с таврами. Сначала они ассимилировались с греками, потом со скифами, потом постепенно исчезли с этнической арены, оставаясь только в названии любимого полуострова. До 14 века он назывался Тавридой. После присоединения к России в 1783 году, Екатерина II возвращает полуострову античное название Таврида, в память о наших далеких предках- аборигенов Крыма - таврах.